?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Монстрация 1 мая.
artinsamara
1 мая, как и во многих городах России, в Самаре прошла монстрация, то есть демонстрация с нарочито абсурдными лозунгами. Хотя официально заявляется, что монстрация - явление не политическое, а художественное, нетрудно понять, что эта художественность, как и всё русское искусство, политическая. Поэт в России - больше, чем поэт, художник - больше, чем художник. Сеять смуту - это просто художественная необходимость, без этого искусство - не искусство. Если правительство хочет, чтобы в стране была конкурентоспособная творческая среда, ей просто придется терпеть всяческие безобразия, как их терпят везде.
Монстрация, хотя не выдвигает политических лозунгов, но своей деструктивной, иррациональной активностью служит замечательной альтернативой конструктивной, политической активности, с одной стороны, изобличая демагогическую сущность любой политической активности, с другой - противопоставляя коллективному мышлению и коллективной утопии, мышление индивидуалистское, отчасти гедоническое, утопию художественную.
Я бы определил монстрацию как выступление неопределенной группы лиц с неопределенными лозунгами, выражающими их смутное чувство неудовлетворенности или потребности в чем-то неопределенном.
Хотя считается, что первая монстрация прошла 1 мая 2004 года в Новосибирске, и именно новосибирскому художнику Артёму Лоскутову вручили в этом году премию Инновация за идею монстраций, которая стала так популярна в регионах, тем не менее, нам известно, что в Самаре нечто похожее на монстрации провел Илья Поляков и его группа Арт-полис в 2002 году: во время пивного фестиваля на пл.Куйбышева (агитация за пиво) и во время презентации нового мясного меню в аргентинском ресторане (агитация против мясоедства с лозунгами вроде "Пока мы едим мясо, нам нечего ждать перемен"). Еще раньше в 2001 году во время коммунистического митинга 7 ноября Арт-полис сделала перформанс "Дюжина ножей в спину революции", где Сергей Кривичков шёл (полз) через площадь в шинели, с дюжиной деревянных ножей в спине и с чайником (по произведению Н.Погодина и одноименного фильма С.Юткевича "Человек с ружьем").
А 13 августа 2004 года, ничего не зная о новосибирской монстрации, Сергей Баландин в рамках Арт-хаоса сделал перформанс "Митинг" с лозунгами: «Нет - конституции 1936 года», «За восстановление берлинской стены», «Требуем молока за вредность» и т.д.
Новосибирская монстрация привлекла внимание тем, что была не авторским, а коллективным действием, и тем, что попыталась легализовать себя, в то время как предыдущие самарские монстрации узаконить себя не пытались, и поэтому "отказа" властей не удосуживались, а благополучно проходили "под шумок". Новосибирская монстрация отлична так же тем, что не является случайным, а регулярным событием, проходящим в один и тот же день - 1 мая.
Самара решила подхватить инициативу, и в это 1 мая около 20 человек собрались и промаршировали от Дворца спорта до Ленинградской с лозунгами: "Констатируйте ногу" (Илья Поляков), "Берегите свою кукушку" (Кирилл Миронов), "Или мы вернём вам день**" (Вика Сушко), "Инфаркт", "Ловцы человеков", "Сегодня я - гений", "Бугагашечка!", "Где вы были, когда убили Муму?", хороший был лозунг: "Вот знала, что так получится". На некоторое время к монстрации присоединился Сергей Баландин с лозунгом: "Постройте храм на мне".
К сожалению, на площади Куйбышева монстрация отделилась от колонны Единой России и стала разваливаться. Монстрантам не хватало чувства локтя и единой цели. Надеемся, в следующий раз монстранты будут собраннее.

фотоотчет: http://vkontakte.ru/event25861055#/album-25861055_131820979
видеорепортаж: http://regionsamara.ru/readnews/17981
статья очевидца: http://vkonline.ru/96927/article/demonstraciya.html
официальный сайт монстраций: http://monstration.ru/

  • 1
Ох уж этот Сергей Баландина, везде успевает.

  • 1